«Какое-то время всегда нужно побыть ни с чем. И это так же естественно, как быть полным сил в другое своё время. Творческая жизнь затухает, и все будто бы замирает и молчит. Но это не конец, а начало чего-то нового» Оставлю на поразмышлять🙏 Когда опустошение — начало чего-то нового У братьев Гримм есть одна загадочная сказка. Она могла бы появиться в текстах средневековых христианских мистиков, например, у Майстера Экхарта. Но в наше время, когда мы так часто задумываемся о сохранении ресурса и границах, когда мы стремимся к накоплению, наполнению, обогащению, изобилию, достигаторству, она звучит нелепо. Как-то я рассказала эту сказку одному знакомому, и он рассмеялся над ней. «Так жить нельзя! — сказал он. — Нужно заботиться прежде всего о себе! Жить в свое удовольствие. Любить себя…» А в этой сказке героиня больше похожа на женские образы Ларса фон Триера. Если бы происходящее в сказке стало реальностью, то все закончилось бы очень грустно… Но эту сказку ни в коем случае нельзя воспринимать дословно. Сказка — это преддверье мира запредельного, в ней все является в образах и символах, как в сновидениях. Сказка — это зашифрованное послание, это озимое зерно, которое дает всходы по весне. Эта сказка называется «Звездные талеры». В своё время она была на слуху и всегда читалась в декабре, перед Рождеством. И это не случайно. Каждый год мы совершаем новый переход, каждый год в декабре мы проживаем самые темные, короткие, самые опустошенные дни, мир вокруг, вся природа (и мы тоже) обнуляется, чтобы встретить рождение нового. И каким будет это новое, во многом зависит от нас. *** Жила-была на свете маленькая девочка. Отец и мать у неё умерли, и была она такой бедной, что не было у неё ни комнатки для жилья, ни постели для сна, а скоро не осталось у неё ничего, кроме одежды на теле и кусочка хлеба в руке, что подали ей добрые люди из милости. Но при этом была девочка добра и скромна. И оттого, что не было у неё никого во всем свете, положилась она на Бога и отправилась в поле. Там она встретила бедняка, и тот говорит ей: — Ах, дай мне поесть. Я так голоден. Она протянула ему свой хлеб и сказала: — Благослови тебя Бог, — и отправилась дальше. — Вскоре встретился ей ребёнок, он плакал и жаловался: — У меня так замёрзла голова, подари мне что-нибудь, чтобы покрыть голову, — тогда сняла она свою шапочку и отдала ему. И пошла она дальше и встретила другого ребёнка, и не было у него никакой одежды, так что он дрожал от холода. Она отдала ему своё платье. И встретился ей ещё один ребёнок и попросил у неё юбку, и она отдала ему свою юбочку. Наконец пришла она в лес. Уже начинало темнеть, и тут к ней подошёл ещё один ребёнок и попросил у неё рубашечку. И добрая девочка подумала: «Ведь уже ночь, никто меня не увидит, можно отдать ему мою рубашку». И девочка сняла рубашку и протянула ребёнку. И так она стояла, и ничего у неё не осталось, и вдруг посыпались на неё с неба звёзды и на лету они превращались в серебряные талеры. И хоть она и отдала только что свою рубашку, как вдруг оказалась на ней новая, да ещё из самого тонкого льна... *** В отличие от «Девочки со спичками» Андерсена, эта девочка не стремится что-то добывать, не пытается продавать за грош то, что купила за полгроша. Она идёт и последовательно отдает все, что имеет, тем, кто у неё просит. И, когда она достигает такого состояния, когда у неё действительно ничего не осталось, казалось бы, она должна умереть посреди тёмного и страшного леса. Тьма ее должна поглотить. Но на смену полной тьме приходит свет. На девочку сыплются звёзды, которые превращаются в монеты, и она обретает одежду иного качества. Девочка отдает свой хлеб голодному. Так каждая из женщин дает питание своему ребенку, пришедшему к ней всего одной единственной клеточкой. Женщина делится своим «хлебом» с новым человеком, не отвергая, не отторгая его, девять месяцев до рождения. А когда малыш приходит в ее горячие руки, она накормит его своим молоком и ничего не попросит взамен. Это закон ритмов женского тела. Мы отдаём голодному, слабому, замерзающему и беспомощному питание и тепло. В этом заключается важнейший принцип воспитания. Так же и в иных, социальных измерениях и плоскостях. Смысл человеческой жизни в том, чтобы отдавать, а не накапливать. Мне нравится толкование этой сказки Фридель Ленц, она писала: «Тот, кто самоотверженно отдает мышление, чувствование и воление вплоть до самого подсознания, не становится беднее, пото­му что сострадание и любовь — это высшие силы познания, и ведут они к внутреннему богатству». У каждого человека есть его собственное индиви­дуальное душевное платье, психическая одежда. И каждый из предметов одежды, которыми делится девочка, — это символ разных сфер, из которых мы взаимодействуем с миром. Мышление, чувства, воля, жизненные силы. Но, чтобы так смело отдавать, мало иметь, нужно уметь доверять. Доверие в сердцевине этой сказки. Доверять — значит не держаться за малое, что имеешь. Не пытаться контролировать все в своей жизни, не бояться. Девочка не боится остаться ни с чем, она решает положиться на Бога. Она делится не от того, что у неё всего с избытком, а она в состоянии изобилия. Нет. Она раздаёт то немногое, что имеет. Отдаёт то, что ей, казалось бы, нужно самой. И только после полного обнуления, все переворачивается. *** Каждый день стрелки часов переходят через ноль в следующие сутки, каждый месяц появляется новая Луна. Все умирает и возрождается. Начинается и завершается. Чтобы перейти на новый этап, не нужны подходящие условия и ресурсное состояние. Какое-то время всегда нужно побыть ни с чем. И это так же естественно, как быть полным сил в другое своё время. Творческая жизнь затухает, и все будто бы замирает и молчит. Но это не конец, а начало чего-то нового.